HR-бенчмаркинг: узнайте, насколько эффективны ваши HR-процессы

На hh.ru появился новый сервис для работодателей — «HR-бенчмаркинг». Он поможет вам понять, на каком уровне находятся ваши HR-процессы и к чему стоит стремиться.

В чем польза

«HR-бенчмаркинг» — исследовательский сервис. Он поможет вам, если у вас есть постоянные задачи по привлечению, удержанию и повышению вовлеченности персонала.

Решая такие задачи, важно действовать не наугад. Нужно понимать, где вы находитесь сейчас — проще говоря, соответствуют ли ваши HR-показатели рыночным. И к чему стоит стремиться — какие показатели считаются лучшими в вашем сегменте рынка.

С помощью «HR-бенчмаркинга» можно получить ответы на вопросы:

  • Где находится ваша компания относительно средних показателей по рынку и ваших конкурентов?
  • Ваши метрики текучести кадров, вовлеченности персонала и привлекательности компании среди соискателей — в пределах нормы по отрасли и рынку в целом?
  • Какие HR-практики используют в своей деятельности лидеры рынка?
  • В каком направлении вам стоило бы развивать работу HR-подразделения?
  • Какие тренды стоит взять на вооружение для более эффективного управления человеческими ресурсами? Например — какие стратегии обучения и развития персонала применяют ведущие российские работодатели? Какие системы мотивации?

Где взять такую информацию для сравнения? Первый вариант: заказать индивидуальное исследование под ключ. Но выполняются такие исследования обычно не меньше одного-двух месяцев, потому что предполагают много ручной работы по сбору данных. А стоят порядка нескольких сотен тысяч рублей.

Второй вариант — аналитический отчет «HR-бенчмаркинг». Он доступен по цене, а результат можно получить буквально дня за три.

Почему так быстро? Отчет формируется автоматически на основе массива данных, которые у нас уже есть.

С чьими показателями вы можете сравнить свои?

С помощью «HR-бенчмаркинга» можно сравнить свои HR-показатели с данными:

1. В целом по рынку.

Под рынком понимается массив данных об HR-практиках разных компаний, которыми мы обладаем. Это сведения от компаний из разных отраслей. Среди них есть как компании, в которых работает от 100 до 500 человек, так и гиганты, у которых тысячи сотрудников. Если посчитать среднее значение определенных показателей всех этих компаний, то получатся среднерыночные данные — «средняя температура по больнице».

2. В среднем по численности, к которой относится компания.

Это позволяет сравнить свои показатели со средними HR-показателями похожих по размеру компаний. Численность представлена тремя интервалами:

  • от 100 до 500 человек;
  • от 500 до 1000 человек;
  • более 1000 человек.

Причем можно сравнивать себя со средними показателями компаний, у которых аналогичная численность персонала независимо от сферы их деятельности (то есть в среднем по рынку). А можно сравнить себя со средними показателями только тех компаний с аналогичной численностью, которые относятся к той же отрасли, что и вы,— то есть с ближайшими конкурентами.

3. В среднем по отрасли, к которой относится компания.

Например, ваша отрасль — FMCG. Вы можете сравнить свои показатели со средними значениями конкретно в FMCG. Точно так же можно сделать, если ваша отрасль — IT и интернет, банки, производственные компании, строительство и недвижимость, транспорт и логистика, фармацевтика и медицина, финансы и страхование и так далее.

Всего сейчас доступны для аналитики 17 отраслей.

Важный нюанс: каждый из этих трех срезов аналитического отчета строится по выборке не менее чем из пяти компаний. Например, если у нас есть для сравнения не менее 5 компаний из сферы FMCG. Или не менее 5 компаний с численностью от 100 до 500 человек в FMCG.

HR-бенчмаркинг: узнайте, насколько эффективны ваши HR-процессы
Пример сравнения текучести персонала из отчета «HR-бенчмаркинг». Сделан для компании из сферы энергетики и добычи сырья с численностью персонала от 500 до 1000 человек. Сравнение проведено со средними показателями по отрасли, а также со средними показателями компаний с аналогичной численностью.

Какие показатели можно сравнить

Сравнение проводится более чем по 40 ключевым показателям. Например, можно узнать (и это лишь частичный перечень):

  • Среднюю численность HR-подразделений.
  • Среднее количество персонала на одного HR-менеджера.
  • Средний HR-бюджет и его долю в выручке.
  • У какой доли компаний на рынке разработана стратегия подбора персонала и на какой срок она разработана.
  • Какова средняя текучесть персонала.
  • В какой доле компаний существуют специальные программы выявления талантов для кадрового резерва и по каким критериям их выявляют.
  • Исходя из чего определяется базовый уровень оклада сотрудников и какие преобладают основания для премирования, что обычно входит в соцпакет.
  • Какие системы сбора обратной связи от сотрудников в основном используются.
  • Средний уровень вовлеченности персонала.
  • Какие стратегии обучения и развития персонала наиболее популярны.
  • Степень разработанности EVP (ценностного предложения работодателя) у компаний отрасли или по рынку в целом.

Откуда у нас данные для сравнения

Предпосылкой создания «HR-бенчмаркинга» стало накопление массива уникальных данных, которые ежегодно собираются и обрабатываются для Рейтинга работодателей России.

Это результаты онлайн-опроса представителей HR-департаментов более 250 компаний — лидеров рынка, который мы ежегодно проводим в рамках подготовки Рейтинга. Анкета для опроса разработана HeadHunter с учетом рекомендаций «ЭКОПСИ Консалтинг». По данным опроса оценивается эффективность и степень развитости HR-функции.

Мы поняли, что в обобщенном виде эти данные помогут компаниям оценить себя, ориентируясь на лучшие HR-практики. И благодаря этому тоже сформировать у себя сильные HR-стратегии.

«Мы достаточно давно стали получать запросы на подобные исследования от участников Рейтинга работодателей России, а также от номинантов и победителей «Премии HR-бренд», — рассказывает Мария Игнатова, руководитель Службы исследований HeadHunter и продукта «HR-бенчмаркинг». — Множество HR-проектов сегодня реализуются при непонимании, как строить коммуникационную стратегию с соискателями и сотрудниками, незнании своих сильных сторон как работодателя и при нерешенных проблемах с привлечением персонала. Именно этот информационный вакуум призван наполнить реальными и достоверными данными наш новый продукт».

Как заказать отчет «HR-бенчмаркинг»

Чтобы заказать аналитический отчет, не обязательно быть участником Рейтинга работодателей России.

Но, если ваша компания не является участником Рейтинга, вы увидите в отчете только рыночные данные, без их сравнения с вашими. Например, вы увидите данные по рынку в целом или по отрасли, по компаниям с определенной численностью — вы сами выбираете нужные варианты при заказе отчета. Поскольку у нас нет аналитики по вашей компании, сравнить эти средние данные с аналогичными собственными показателями вам придется самостоятельно.

Пример отчета. Версия для компании, не участвующей в Рейтинге.

Для компаний, участвующих в Рейтинге, отчет формируется сразу со сравнением их показателей со средними показателями рынка по тем срезам, которые они выбирают. Можно выбрать один из двух вариантов:

  • Данные компании + средние данные по отрасли + средние данные компаний аналогичной численности в целом по рынку + данные по рынку в целом (например: «АБС-Банк», банки, 500–1000 человек и в среднем по рынку).
  • Данные компании + средние данные по отрасли + средние данные по численности внутри ее отрасли + средние данные по рынку в целом (например: «АБС-Банк», банки, 500–1000 человек в банках и в среднем по рынку).

Пример отчета. Версия для участника Рейтинга.

Узнать о цене отчета и заказать его можно через вашего персонального менеджера или связавшись с нами по электронной почте research@hh.ru.